Виды и этапы страхового мошенничества

Виды и этапы страхового мошенничества

Виды и этапы страхового мошенничества

Виды и этапы страхового мошенничества

Сегодня страховой рынок является одной из важнейших составляющих финансовой безопасности страны. Без развитого, эффективного и стабильного страхового рынка невозможно обеспечение постепенного социально-экономического развития государства, безопасное функционирование субъектов хозяйствования, повышение благосостояния населения. Однако существует ряд факторов, которые определенным образом тормозят развитие страхового рынка и наносят большой ущерб национальной экономике. Одним из основных факторов является страховое мошенничество.

Страховое мошенничество — противоправное действие субъектов договора страхования, либо третьих сторон, в результате чего субъекты договора получают возможность вращать капитал в свою пользу на незаконной и безвозмездной основе.

Важно то, что преступные действия страхования могут совершать не только сами страхователи, но и страховщики. Нередко к преступным схемам привлекаются и третьи стороны, например медицинские учреждения, банки и т.д.

Среди факторов, которые побуждают субъектов страхового договора к совершению преступных действий на страховом рынке можно выделить следующие:

— получение как можно большей компенсации (возмещения)
— дополнительный источник прибыли для самих страховщиков;
— и другие факторы материального, или морального характера.

В зависимости от стадии развития страхового рынка страховое мошенничество и методы борьбы с ними имеет определенные этапы.
На первом этапе количество противозаконных действий на страховом рынке невелика и не имеет скорой тенденции роста. Главным методом борьбы с мошенничеством является повышение страховых тарифов.

Второй этап характеризуется большим количеством мошенничества, последствия становятся четкими и осязаемыми. Страховые компании не способны самостоятельно противодействовать этим антизаконным действиям, одновременно трудным процессом является сбор информации о мошеннических действий и еще тяжелее является привлечение преступников к любого рода ответственности.

Третий этап присуще рост числа страховых преступлений. Создаются преступные группы, в противовес которым создаются определенные контролирующие органы, происходит сотрудничество страховых компаний между собой и другими организациями, происходит обмен информацией для борьбы со страховыми преступлениями.

Последний этап является проявлением выхода деятельности мошенников за пределы страны. Усиливается коррупция в среде работников страховых компаний, полицейских, таможенников, медработников.

Последний этап характерен развитым странам, в частности США и Канаде

Украина находится на переходном этапе между вторым и третьим этапом, то есть количество мошенников растет, однако их действия остаются безнаказанными. В Украине мошеннические действия проявляются преимущественно в осуществлении страховой деятельности организациями, не прошедшие процедуру регистрации или лицензирования, а также выдачей фиктивных страховых полисов и нанесения страхователям ущерба в виде лишения возможности получения страховой выплаты.

Одной из особенностей страхового мошенничества является тот факт, что это явление возникло вместе с зарождением собственно страховых отношений и продолжало развиваться вместе с развитием страхового рынка. Стоит также отметить, что в структуре страхового мошенничества европейских стран преобладают преступные действия в сфере медицинского страхования и страхования жизни, тогда как в Украине крупнейшие страховые махинации наблюдаются в сфере автострахования (около 60%) и страховании жилья (около 20%).

Контроль за проявлением страхового мошенничества в разных странах осуществляют различные государственные организации. В Украине такой организацией является Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг.

К основным мероприятиям, которые вводятся финуслуги вместе с объединениями страховщиков можно отнести следующие:

— создание единой информационной базы страхового рынка, где размещается информация о страхователей;
— сотрудничество между страховыми компаниями и их объединениями с целью обмена полезной информацией для предупреждения, выявления и предотвращения мошенничества на страховых рынках.

Таким образом, важным вопросом в ходе развития страхового рынка является страховое мошенничество, которое наносит страховой индустрии ежегодных убытков в размере 1,3-2,6 млрд. Долл. США. Важно знать, что развитие страхового мошенничества происходит вместе с развитием самого страхового рынка, поэтому необходимо применение зарубежного опыта борьбы с данным явлением, которое предусматривает два главных пункта. Во-первых, следует налаживать связи между страховыми компаниями и контролирующими организациями. Во другом, необходимо создание единой информационной базы данных по страхованию.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *